Для исследователей!

 

О ОБРАЗОВАНИИ И САМООБРАЗОВАНИИ

 

 

Лишь немногие учителя понимают, что целью исторического преподавания никогда не должно быть бессмысленное заучивание наизусть или механическое повторение исторических дат и событий. Дело совсем не в том, знает ли юноша назубок, в какой именно день происходила та или другая битва, когда именно родился тот или другой  полководец или в каком году тот или другой (большею частью весьма незначительный) монарх надел на свою голову корону. Милосердный боже, совсем не в этом дело!

 «Учиться» истории означает уметь искать и находить  факторы  и  силы, обусловившие те или другие события, которые мы потом должны были признать историческими событиями.

 Искусство чтения и изучения сводится в этой области к следующему: существенное запомнить, несущественное забыть.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 1) [855]

 

Ведь и чтение не является самоцелью, а только средством к цели.  Чтение имеет целью помочь человеку получить знания в том направлении, какое определяется его способностями и его целеустремлением. Чтение дает человеку в руки те инструменты, которые нужны ему для его профессии, независимо от того, идет ли речь о простой борьбе за существование или об удовлетворении более высокого назначения. Но с другой стороны, чтение должно помочь человеку составить себе общее мировозрение. Во всех случаях одинаково необходимо, чтобы содержание прочитанного не откладывалось в мозгу в порядке оглавления книги. Задача состоит не в том,  чтобы обременять свою память определенным количеством книг. Надо добиваться того, чтобы в рамках общего мировозрения мозаика книг находила себе соответствующее место в умственном багаже человека и помогала ему укреплять и расширять свое мировозрение.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 2) [855]

 

Тот же человек, который умеет правильно читать, сумеет любую книгу, любую газету, любую прочитанную им брошюру использовать так, чтобы взять из нее все действительно ценное, все  действительно  имеющее  не  только преходящее значение. Он сумеет расчленить и усвоить приобретенный новый материал так, что это поможет ему уточнить или пополнить то, что он  уже знал раньше, получить новый материал, помогающий обосновать правильность своих взглядов. Если перед таким человеком жизнь внезапно поставит новые вопросы, его память моментально подскажет ему из прочитанного то, что нужно именно для данной ситуации. Из того материала, который накопился в его мозгу в течение десятилетий, он сумеет быстро мобилизовать то, что нужно для уяснения поставленной новой проблемы и для правильного  ответа на нее.

Только такое чтение имеет смысл и цель.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 1) [855]

 

Что действительно необходимо в дальнейшем, так это изменение образовательной системы: сейчас наблюдается явный переизбыток отвлеченных знаний. И здесь ценится количество, а не качество. Всезнайство, которое чаще всего оказывается «липовым», враг эффективной деятельности. Помимо приобретения твердых практических знаний нам нужно развитие инстинктивного и воспитание воли.

(Речь 27 апреля 1923 г. в Мюнхене) [836]

 

Человека нужно учить лишь самому необходимому. Все остальное будет ему только мешать! Уж лучше ему показывать прекрасное.

(3 марта 1942 г. Ставка фюрера  «Волчье логово») [254]

 

Мы должны радоваться, что благодаря иностранным словам у нас есть очень много средств для выражения нюансов... Следует только представить, если бы мы начали выкорчевывать иностранные слова, где пришлось бы нам остановиться! Не говоря уже об опасном моменте заблуждаться относительно языковых корней... Если с каким-нибудь понятием, взятым из иностранного языка, укоренилось иностранное слово и звучит оно хорошо, то можно только порадоваться обогащению нашего языка.

(7 марта 1942 г. [204]

 

 

Из книги

« ГИТЛЕР: Информация к размышлению.

(Даты. События. Мнения. 1889—2000) »

 

На Главную страницу

 

© В. ФЕДЬКО, 2000-2001

© Е. СИДОРЕНКОВ, 2000-2001

© «МОЯ РЕВОЛЮЦИЯ», 2000-2001

 

Последнее обновление 12 августа  2001 г.

 

 



Сайт создан в системе uCoz