Для исследователей!

 

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ

И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Политика есть ни что иное, и не может быть ни чем иным, кроме как соблюдением жизненно важных интересов народа, и практическим осуществлением всеми доступными средствами его борьбы за жизнь.

(Доклад 27 января 1932 г. в Дюссельдорфе) [836]

 

Общественная деятельность прежде всего не должна рассчитывать ни на какую благодарность, ибо ее задачей является не распределять милость, а  восстанавливать право.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 2) [855]

 

Уже во время моей венской борьбы за существование мне стало ясно, что общественная деятельность никогда и ни при каких  обстоятельствах  не должна сводиться к смешной и бесцельной благотворительности, она  должна сосредоточиваться на устранении тех коренных недостатков в организации нашей хозяйственной и культурной жизни, которые неизбежно приводят или, по крайней мере, могут приводить отдельных людей к вырождению. Кто плохо понимает действительные причины этих общественных явлений, тот именно поэтому и затрудняется или колеблется в необходимости  применить самые последние, самые жесткие средства для уничтожения этих опасных для государственной жизни явлений.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 2) [855]

 

Когда наступает эпоха, которая не чувствует саму себя виновной за все это зло, — только тогда люди обретают необходимое внутреннее спокойствие и силу, чтобы жестоко и беспощадно вырвать всю худую траву из поля вон.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 2) [855]

 

Ныне я убежден, что, как правило, — я не говорю о случаях исключительной одаренности, — человек должен начать принимать участие в политической жизни не раньше 30-летнего возраста. Не следует делать этого раньше. В громадном большинстве случаев только к  этому  именно  времени человек вырабатывает себе, так сказать, общую платформу, с точки зрения которой он может определять свое отношение к той или другой политической проблеме. Только после того как человек выработал себе основы такого мировозрения и приобрел твердую почву под ногами, он может более или менее прочно занимать позицию в злободневных вопросах. Лишь тогда этот более или менее созревший человек имеет право принимать участие в политическом руководстве обществом.

 В ином случае существует опасность, что человеку придется либо менять свою точку зрения в очень существенных вопросах, либо остаться при  старых взглядах тогда, когда разум и убеждение давно  уже  говорят  против них. В первом случае это очень неприятно для данного лица, ибо, обнаруживая сам колебания, он не может ожидать, чтобы его сторонники верили в него с прежней твердостью. Такой поворот руководителя ставит в беспомощное положение тех, кто следовал за ним, и нередко заставляет их  испытывать чувство стыда перед противником. Во втором же случае наступает то, что приходится особенно часто наблюдать теперь: чем больше руководитель сам потерял веру в то, что он говорил, тем более пустой и плоской становится его аргументация и тем более неразборчив он в выборе средств.  Чем менее сам он теперь намерен серьезно защищать свои  откровения  (человек не склонен умереть за то, во что он сам перестал верить), тем более настойчивые и в конце бесстыдные требования начинает он  предъявлять своим сторонникам. Наконец дело доходит до того, что он теряет последнее качество вождя и становится просто «политиканом», т.е. примыкает к тому сорту людей, единственным принципом которых является беспринципность, сочетаемая с грубой навязчивостью и зачастую развитым до бесстыдства искусством лжи. Ну, а если такой все еще продолжает оставаться руководителем целого общества то вы можете быть наперед уверены, что для него политика превратилась только в «героическую» борьбу за возможно более продолжительное обладание местечком. На парламент он смотрит, как на дойную корову для себя и своей семьи. Чем больше эта «должность» нравится  жене и родственникам, тем более цепко будет он держаться за свой мандат.  Уже по одному этому каждый человек обладающий здоровым политическим инстинктом, будет казаться ему личным врагом. В каждом новом свежем движении он видит возможное начало своего собственного конца. В каждом более крупном человеке — угрозу своему личному существованию.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Ограниченный теоретик в шорах скорей умрет за свою доктрину,  чем  за свой народ.

 Люди создают для себя законы, из чего этот теоретик заключает, что не законы для людей, а люди для закона.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Победа целостного мировозрения становится действительно возможной лишь в том случае, когда носительницей нового учения является сама масса, готовая взвалить на свои плечи все тяготы борьбы.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Победить силою оружия определенные представления и идеи  (независимо от того, насколько верны или неверны эти идеи) возможно лишь в том случае, если само применяемое оружие находится в руках людей, которые тоже представляют притягательную идею и являются носителями целостного мировозрения.

 Применение одной голой силы, если за ней не стоит какая-нибудь большая идея, никогда не приведет к уничтожению другой идеи и не лишит ее возможности распространяться.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 5) [855]

 

Любая попытка побороть определенную идею силою оружия потерпит поражение, если только борьба против упомянутой идеи сама  не примет форму наступательной борьбы за новое мировозрение. Лишь в этом случае, если против одного мировозрения в идейном всеоружии выступает другое мировозрение, насилие сыграет решающую роль и принесет пользу той стороне, которая сумеет его  применить  с  максимальной  беспощадностью  и  длительностью.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 5) [855]

 

Пусть запомнят это все тщеславные писаки нашего времени: великие  перевороты в этом мире никогда не делались при помощи пера.

 Нет, перу предоставлялось только теоретически обосновать уже совершившийся переворот.

Испокон веков лишь волшебная сила устного слова была тем фактором, который приводил в движение великие исторические лавины как религиозного, так и политического характера.

 Широкие массы народа подчиняются прежде всего только силе устного слова. Все великие движения являются народными движениями. Это —  вулканическое извержение человеческих страстей  и  душевных  переживаний.  Их всегда вызывает к жизни либо суровая богиня нужда, либо пламенная сила слова. Никогда еще великие движения не были продуктами лимонадных излияний литературных эстетов и салонных героев.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Я знаю, что симпатии людей  легче завоевать устным, чем печатным словом. Всякое великое движение на  земле обязано своим ростом великим ораторам, а не великим  писателям. 

(«Моя борьба», к. 1) [855]

 

Повернуть судьбы народов может только сила горячей страсти. Пробудить же страсти других может только  тот,  кто  сам  не  бесстрастен.  Только страсть дарит избранным ею такие слова, которые как ударами молота раскрывают ворота к сердцам народа. Кто лишен страстности, у кого уста сомкнуты, того небеса не избрали вестником их воли.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Всякому движению, ставящему себе большие цели, нужно поэтому самым тщательным образом добиваться того, чтобы оно не теряло связи с широкими слоями народа.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Если ты в самом деле считаешь, что ты избран судьбой, чтобы явиться провозвестником истины, то делай это, но имей тогда и мужество действовать не обходными путями через политическую партию — ибо в этом тоже заложено известное мошенничество, — а постарайся на место нынешнего плохого поставить твое будущее хорошее.

 Если для этого у тебя не хватает мужества или если ты сам еще  не вполне убежден в том, что твои догматы лучше, тогда руки прочь. И  во всяком случае, если ты не решаешься выступить с открытым забралом, то не смей контрабандно прибегать к обходным путям политики.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Политические партии не должны  иметь  ничего  общего  с  религиозными проблемами, если они не хотят губить обычаи и  нравственность  своей собственной расы. Точно так же и религия не должна вмешиваться в партийно-политическую склоку.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Для политического руководителя религиозные учения и учреждения его народа должны всегда оставаться совершенно неприкосновенными. В ином случае пусть он станет не политиком, а реформатором, если конечно у него есть для этого необходимые данные.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Люди должны учиться истории не для того, чтобы забыть ее уроки как раз тогда, когда  нужно их практически применять, а также не для того, чтобы предположить, будто в данную минуту история пойдет совсем по иному пути вразрез со всем  тем, что мы видели до сих пор. Изучать историю надо именно для того, чтобы уметь применить уроки ее к текущей современности. Кто этого не умеет делать, тот пусть не считает себя политическим  вождем, тот в действительности только человек с пустым самомнением. Его практическую неспособность ни капельки не извиняет наличие доброй воли.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Искусство истинно великого народного вождя вообще во все времена заключается прежде всего в том, чтобы не дробить внимания  народа, а концентрировать его всегда против одного единственного противника. Чем  более концентрирована будет воля народа к борьбе за одну единую цель, тем больше будет притягательная сила данного движения и тем больше будет размах борьбы. Гениальный вождь сумеет показать народу даже различных противников на одной линии. Он представит дело своим сторонникам так, что эти различные противники в сущности являются врагом одной и той же категории. Когда народ видит себя окруженным различными врагами, то для более слабых и нестойких характеров это только дает повод к колебаниям и сомнениям в правоте собственного дела. Как только привыкшая к колебаниям масса увидит себя в состоянии борьбы со многими противниками, в ней тотчас же возьмут верх «объективные» настроения и у нее возникнет вопрос: может ли быть, чтобы все остальные  оказались  неправы  и  только  ее собственный народ или ее собственное движение были бы правы.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Чтобы побороть то или другое зло, надо прежде всего определить и понять его.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

В политических вопросах правильный инстинкт нередко означает больше, нежели разум.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 5) [855]

 

Для политической партии нет ничего более опасного, как очутиться под руководством людей, желающих драться  на всех фронтах сразу, разбрасывающихся во все стороны и не умеющих достигнуть хотя бы маленьких практических результатов в одной области.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 3) [855]

 

Задача вождя, творящего новую программу, заключается не в том, чтобы со всех сторон взвесить степень выполнимости этой  программы в каждый данный момент, а в том чтобы с возможно большей ясностью показать самую ее суть. Это значит, что такой деятель должен больше думать о самой цели, нежели о пути к этой цели.

Задача же воплощения этой цели в жизнь является задачей  политика.

Первый в своем мышлении руководится преимущественно идеями вечных истин; второй в своем действии руководится преимущественно соображениями практической действительности.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 8) [855]

 

Если творец программы заменит искания абсолютной истины поисками так называемой «целесообразности» и соображениями «выполнимости», его деятельность сразу перестанет быть путеводной звездой для ищущего новых  путей  человечества.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 8) [855]

 

Задача вождя, творящего программу нового великого движения, заключается в том, чтобы ярко обрисовать его цель. Задача же воплощения этой цели в жизнь является задачей политика. Первый в своем мышлении руководится преимущественно идеями вечных истин; второй в своем действии руководится преимущественно соображениями практической действительности. Величие первого лежит в плоскости абсолютной верности своей абстрактной идее; величие второго — в плоскости верных оценок данных фактов и правильного использования обстановки; путеводной звездой для второго является та цель, которую  показывает первый.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 8) [855]

 

Экзаменом для творца новой программы является не степень воплощения его  целей в жизнь, а степень правильности самой идеи,  степень того влияния, которое она впоследствии окажет на все развитие  человечества. 

(«Моя борьба», к. 1. гл. 8) [855]

 

Проведение в жизнь тех целей, которые имеют великое значение для  будущих времен, не обещает близкой награды крупным людям, возвещающим  эти цели. Широкие слои массы редко понимают сразу эти цели.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 8) [855]

 

Человеческий гений может установить вечные истины, кристаллически ясные цели и в то же время не увидеть их окончательного торжества просто потому, что окружающий человеческий мир оказывается недостаточно восприимчивым к этим великим идеям и во всяком случае не сразу претворяет их в жизнь.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 8) [855]

 

Если о политиках говорят, что их искусством является искусство достижения возможного, то о творцах  новых  программ можно сказать, что боги покровительствуют им как раз в тех случаях, когда они требуют именно невозможного. Такой теоретик должен  будет примириться с тем, что современность откажет ему в признании. Зато, если его идеи действительно бессмертны, он пожнет великую славу у будущих поколений.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 8) [855]

 

Лишь очень немногим деятелям, всего какой-нибудь раз в  течение многих столетий, улыбнется счастье, и они на склоне своих дней быть может увидят первые проблески своей будущей бессмертной славы. В этих случаях перед нами марафонский бег истории. По большей же части лавровые венки возлагаются только на головы мертвых героев.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 8) [855]

 

К числу героев приходится отнести и тех великих борцов на этом свете, кто, будучи не признан современниками, тем не менее, борется до конца за свои идеи и идеалы. Придет пора, и именно эти люди станут самыми дорогими людьми для своего народа. Придет пора, и каждый сын народа будет испытывать потребность хотя бы задним числом загладить те грехи, которые в свое время были совершены по отношению к героическим личностям. Тогда наступит время, когда человечество, полное благодарности  и  преклонения перед памятью своих героев, станет изучать великую работу этих деятелей день за днем, и образ этих великих людей будет светить всем страждущим, всем падающим духом.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 8) [855]

 

Каждая, даже самая лучшая идея может стать опасной, если она возомнит себя самоцелью, в то время как она в действительности является только средством к цели. За себя же и за всех подлинных национал-социалистов я скажу: для нас существует только одна доктрина — народ и отечество.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 8) [855]

 

Мы ведем борьбу за обеспечение существования и за распространение нашей расы и нашего народа. Мы ведем борьбу за обеспечение пропитания  наших детей, за чистоту нашей крови, за  свободу  и  независимость  нашего отечества. Мы ведем борьбу за то, чтобы народ наш действительно мог выполнить ту историческую миссию, которая возложена на него  творцом  вселенной.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 8) [855]

 

Уметь  бороться за свою конечную цель — целое  искусство.  Это  зачастую  требует правильного напряжения энергии. Только шаг за шагом человек может преодолеть возникающие на его пути препятствия.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 10) [855]

 

Первейшей предпосылкой всякого успеха является то, чтобы руководители дела умели показать народной массе тот кусок пути, который надо пройти в данную минуту, умели бы концентрировать внимание народа на том небольшом участочке, который является очередным в данный момент. Надо уметь  заразить массы убеждением, что от данного частичного успеха  будет  зависеть все остальное.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 10) [855]

 

Новое революционное движение всегда будет относиться к старым формам с тем большей ненавистью, чем  менее значительно само это движение. Стремление выдать свое  собственное убожество за нечто очень великое рождает слепую ненависть ко всему тому действительно великому, что было в прошлом.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 10) [855]

 

В области политической жизни не раз бывало так, что если судьбе бывало угодно на время отдать власть в руки политического нуля, то этот нуль проявлял невероятную энергию, чтобы оболгать все прошлое и облить его грязью. И в то же время такое ничтожество пускало в ход все самые крайние средства, чтобы не допустить хотя бы малейшей критики по своему собственному  адресу. 

(«Моя борьба», к. 1. гл. 10) [855]

 

Как только вы услышите, что то или иное учение, мировозрение, политическое или экономическое движение очерняет без разбора все прошлое, то знайте, что уже одно это требует осторожности и известного недоверия. По большей части такая ненависть является только доказательством ничтожества самих тех, кто сеет эту ненависть. А нередко это говорит и о дурных намерениях. Действительно благодетельное для человечества движение не станет огульно отказываться от прошлого, а использует для своего строительства все наиболее прочные части старого фундамента.

Здоровое движение нисколько не постыдится признать, что оно применяет старые истины. Ведь вся человеческая культура да и сам человек являются только результатом единой цепи развития, а звенья этой цепи выкованы рядом поколений, из которых каждое лишь продолжает дело предыдущих. Цель подлинно здоровой революции заключается не в том, чтобы просто разрушить все старое, а лишь в том, чтобы удалить плохое и устаревшее и продолжать строить дальше на тех частях фундамента, которые остались пригодными.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 10) [855]

 

Самый большой вред приносят те, кто злоупотребляет религией в чисто политических целях.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 10) [855]

 

Движущая сила самых могучих переворотов на земле всегда заключалась в фанатизме масс, порой доходившем до истерии, но никогда эта движущая сила не заключалась в каких-либо научных идеях, внезапно овладевших массами.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Кто хочет завоевать на свою сторону широкие массы народа, тот прежде всего должен отыскать ключ, открывающий двери к  сердцам народа. Этот ключ — воля и сила, а отнюдь не «объективность», т. е. не слабость.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Если ты станешь вести против противника самую беспощадную борьбу, то народ чаще всего именно в этом увидит твою правоту. А если ты отказываешься от полного уничтожения врага, то народ видит в этом твою собственную неуверенность в правоте твоего дела, а может быть даже и прямую твою неправоту.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Внедрение национальной идеи в широкие слои нашего народа удастся лишь в том случае, если рядом с положительной борьбой за душу народа мы  проведем полное искоренение интернациональных отравителей его.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Политические цели великого реформаторского движения никогда не могут быть достигнуты в результате одной лишь просветительной работы или влияния на представителей господствующей власти; они могут быть реализованы только путем завоевания политической власти. Каждая мировая идея не только имеет право, но и имеет обязанность захватить в свои руки те средства,  которые  одни только дают ей возможность воплотить в жизнь свои планы. Один лишь успех является главным судьей на нашей земле и в зависимости от него определяется степень правоты или неправоты данного движения. При этом конечно под успехом мы понимаем не просто захват власти сам по себе, как мы это видели в 1918 г.; под успехом мы понимаем  действительно благодетельные последствия от перехода власти в определенные руки для всего народа.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Кто хочет быть вождем, тот будет облечен неограниченным  авторитетом, но должен будет нести также самую тяжелую ответственность.

Кто к этому неспособен, кто слишком труслив, чтобы нести все  последствия за свои действия, тот не годится в вожди. К роли вождя  призван только герой.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Задача нашего движения не в религиозной реформации, а в политической реорганизации народной жизни. В протестантизме и католичестве мы видим одинаково ценную опору для нашего народа и поэтому решительно боремся против тех партий, которые хотят превратить религию в инструмент политической борьбы, хотят принизить религию до голых партийных интересов.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Как армия никуда не годится без офицеров, так и политическая  организация — без соответствующего руководителя.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Движение становится великим только в том случае, если заложенным в нем силам предоставляется неограниченное поле развития. Только тогда, постепенно развивая свои силы, движение в конце  концов  одержит  победу над всеми конкурентами.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Лишь та организация станет могучей и сумеет подлинно воплотить в жизнь великую идею, которая относится с нетерпимостью, с религиозным фанатизмом ко всем остальным без различия движениям и убеждена только в своей собственной правоте. Если сама идея движения верна и если  борьба за идею ведется именно так, как мы говорим, эта идея станет совершенно непобедимой. Какие угодно преследования приведут только к ее укреплению.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Сила христианства состояла например вовсе не в попытках соглашения и примирения, скажем, с близкими ему философскими мнениями древних. Она состояла в непреклонной фанатической защите только одного своего собственного учения.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Если тот или другой деятель привержен  к  определенной  смелой  идее, осуществление которой он считает полезным для всего человечества, то он начнет с того, что будет искать себе сторонников, которые были бы готовы вместе с ним бороться за его идею. И если даже задача данного деятеля и представляемого им движения предполагает  уничтожение  всяких  партий и ликвидацию всякого раздробления нации, — все равно начать приходится с образования новой партии, которая будет существовать вплоть до того момента, когда провозглашенная ею цель осуществится в жизни.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Новое движение лишь в том случае достигнет достаточной силы и выиграет бой, если оно с первых же дней своего существования вызовет в сердцах своих сторонников горячее убеждение, что для нас дело идет не о модном избирательном лозунге для ловли голосов, а о новом действительно великом мировозрении.

(«Моя борьба», к. 2. гл. 1) [855]

 

Ни одно мировозрение, будь оно даже тысячу раз правильно и полезно для человечества, не приобретет практического значения в жизни народов, до тех пор пока принципы его не станут практическим знаменем боевого движения. А это движение в свою очередь останется партией до тех пор, пока деятельность этой партии не приведет к полной победе ее идей и догмы партии не окрасят собою всю общественную жизнь нового государства.

(«Моя борьба», к. 2. гл. 1) [855]

 

В области внешней политики предварительная оценка любого государства делается не на основе того, каким количеством оружия располагает данное государство. Потенциальная сила каждого данного государства расценивается прежде всего на основании заложенной в данной нации моральной силы сопротивления. Когда определяют ценность того или другого народа как возможного союзника на  международной арене, то критерием при этом является не количество мертвого оружия в цейхгаузах — действительным критерием является то,  насколько жив в этом народе героизм борьбы, насколько сильна, насколько пламенна его воля к национальному самосохранению. Союзы заключаются не с оружием, а с людьми.

(«Моя борьба», к. 1. гл. 12) [855]

 

Не число имеет решающее значение, а воля. Умело направляемая воля меньшинства всегда будет брать верх над аморфным безвольным большинством.

(Речь 5 сентября 1923 г. в Мюнхене) [836]

 

Залог силы не в большинстве, а в решимости идти на жертвы.

(Речь 5 сентября 1923 г. в Мюнхене) [836]

 

Мировая история всегда делалась активным меньшинством.

(Речь 12 апреля 1922 г. в Мюнхене) [836]

 

История никогда не делалась числом!

(Речь 12 сентября 1923 г. в Мюнхене) [836]

 

Тот, кто чувствует за собой свой народ, тот чувствует и свою ответственность за то, чтобы не растрачивать легкомысленно кровь этого народа. Он неуклонно и в первую очередь будет думать о соблюдении интересов народа в вопросах мира, работы и культуры.

(Речь 26 февраля 1934 г. в Мюнхене) [836]

 

Тот, кто представляет во власти интересы всего своего народа, тот всегда сначала хорошо обдумает все последствия, которые может повлечь за собой спровоцированная соседом ссора, прежде чем ввязаться в нее.

(Речь 26 февраля 1934 г. в Мюнхене) [836]

 

Политическое руководство какой-либо нации самое существенное свое отличие от остального народа должно видеть не в запредельном уровне потребления всяческих благ, а в гораздо более строгой самодисциплине!

(Речь 7 февраля 1934 г. в Берлине) [836]

 

Если от народа требуют слепого доверия к власти, то и эта власть обязана заслужить доверие народа своими очевидными достижениями и даже самим своим поведением. Конечно, от ошибок и заблуждений не застрахован никто, их просто нужно вовремя устранять. Скверное же поведение обличенного властью … является абсолютно недостойным вождя, не совместимо с национальным социализмом, и в высшей степени отвратительно.

(Речь 13 июля 1934 г. в Мюнхене) [836]

 

Организация политического движения остается все-таки явлением формального порядка, даже если организовано все гениально, а само движение выступает за правое дело. Истинную ценность любому движению придают только люди. Люди, которые, руководствуясь смыслом этого движения, воплощают его идеи в жизнь.

(Речь 1 мая 1934 г. в Берлине) [836]

 

Мировую историю делают меньшинства, раз только в этом численном меньшинстве воплотились большая воля и большая решимость.

(«Моя борьба», к. 2. гл. 2) [855]

 

Человек, не осознающий истинно женский характер масс, никогда не сможет стать эффективным оратором.

Спросите себя: «Чего женщина ожидает от мужчины?»

Ясности, решимости, силы и действий. Мы хотим заставить массы действовать. Как женщина, массы колеблются между крайностями... Толпа не только похожа на женщину вообще, но женщины составляют наиболее важный элемент аудитории. Обычно лидируют женщины, за ними следуют дети и, наконец, когда я уже завоевал всю семью, — следуют отцы.

(1923 г. В разговоре с Ганфштенглем) [864]

 

Того, кто выступает против общественного порядка как такового, я, ни на секунду не задумавшись, расстреляю. Строй, который я создаю, не падет под натиском широких масс. Они разобьют свои головы об эту неодолимую твердыню. Любой, кто попытается силой потрясти основы этого государства, захлебнется в собственной крови. Но зато все, что необходимо сделать для поощрения порядочных людей, будет сделано с чувством глубокой ответственности перед всем народным сообществом. Одни более подходят для руководящей роли, из других получаются хорошие исполнители. Какой прок от руководства, когда исполнители отсутствуют. Состояние народного сообщества теперь таково, что необходимо позаботиться о сохранении нашей культуры.

Нужно иметь холодный как лед ум, чтобы решить проблему: кто способен быть вождем? А кто — ведомым? И то и другое абсолютно необходимо для сохранения целого. Тот, кто показал, что он способен руководить, получает власть. Ни одно учреждение не должен возглавлять тот, кто не способен руководить. Практически везде и всюду один руководит, другой подчиняется.

Руководство — это тяжкое бремя ответственности. Если англичане освободят 9000 фашистов, то те переломают плутократам все кости, и вопрос будет решен.

Лично я верю, что пока в государстве обнаруживается  9000 человек, готовых ради идеи сесть в тюрьму, то дело еще не проиграно. Лишь когда последний из них впадет в отчаяние, вот тогда всему конец. Но если есть хоть один человек, который с верой в сердце высоко держит знамя, то еще не все потеряно. И здесь я также буду холоден как лед: если немецкий народ не готов бороться за свое выживание, ну хорошо — тогда он должен исчезнуть!

(27 января 1942 г. Ставка фюрера «Волчье логово») [254]

 

Иногда гораздо легче подписать договор, зная, что ты пересмотришь свою позицию в решительный час, чем заявить всей стране о своем намерении придерживаться политики, которая служит делу мира и отвергает все, что ведет к войне.

(21 мая 1935 г. Из выступления в оперном театре Кролля) [237]

 

 

Из книги

« ГИТЛЕР: Информация к размышлению.

(Даты. События. Мнения. 1889—2000) »

 

На Главную страницу

 

© В. ФЕДЬКО, 2000-2001

© Е. СИДОРЕНКОВ, 2000-2001

© «МОЯ РЕВОЛЮЦИЯ», 2000-2001

 

Последнее обновление 12 августа  2001 г.

 



Сайт создан в системе uCoz